ФГОС


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ


итоговой работы для выпускников начальной школы
по литературному чтению


 

Демонстрационный вариант итоговой работы по литературному чтению разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться итоговой работой. Полный перечень умений, которые могут контролироваться, приведён в кодификаторе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся.

 Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре работы, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

 

ЧАСТЬ I

 

Прочитай  текст и выполни задания 1 – 6 и С1 – С3. Для заданий 1, 3, 4 и 5 обведи номер правильного ответа. Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 2 и 6 запиши в бланк тестирования справа от номера соотвествующего задания.

 

Мир

Малыш и Петька – давние друзья. Их дружбе целых полгода. Они познакомились, когда переехали жить в новый дом. Мама прозвала Петьку «спасайся кто может», потому что, когда он приходил в гости к Малышу, в квартире всё становилось с ног на голову. Мальчики носились по комнатам, прятались под кровати, залезали в шкаф и всё время стреляли. Они играли в войну.

– Тра-та-та-та, – кричал Петька, стреляя из своего автомата. Из-за пояса  у него торчал пистолет, а на боку висела большая пластмассовая сабля.

– Малыш, ты убит! Падай!

– Ура! Сдавайся! Малыш, ты в плену.

– Ту-ту-ту-ту, – надрывался Малыш, – я тебя застрелил! Умирай, Петька!

– Нет, я первый выстрелил! – спорил с ним Петька.

– Так не честно. Я первый! – не соглашался Малыш.

И они спорили, а подчас и ругались. Потому что ни одна война, даже игрушечная, добром не кончается.

– Началось, – говорила мама папе, – сейчас подерутся. Надо их разнять.

– Не будем вмешиваться. Дети должны разбираться сами, – отвечал папа.

– Знаешь что, – как-то сказал Малыш Петьке, – давай играть по-честному, давай погибать по очереди. И они стали играть дальше. Теперь один раз погибал Малыш, другой раз – Петька.

 Малыш, стреляй же. Сейчас моя очередь погибать, – сказал Петька.

– Я больше не буду, – вдруг ответил Малыш. – Мне жалко тебя убивать.

– Но мы же понарошку.

– Не буду даже понарошку. Ведь мы с тобой друзья.

– А во что мы будем играть? – спросил Петька.

 Давай играть в мир.

– А как это?

Тогда Малыш принёс много игрушек. И они стали строить дом. Петька всё время ныл:

– Это не интересно. Давай лучше опять в войну.

– Потерпи немножко, – уговаривал его Малыш.

И вдруг Петька сказал:

– Ух ты, как здорово! У нас получился настоящий дворец. Давай строить ещё что-нибудь.

И мальчики из конструктора собрали подъёмный кран, автомобиль, самолёт. Построили железную дорогу. Потом они играли в путешественников и космонавтов…

Мама с папой были в другой комнате. Мама сказала:

– Что-то у них там подозрительно тихо. Надо посмотреть, чем они занимаются. Родители вошли к ребятам.

– Что вы делаете? – спросила мама.

– Мы делаем мир, – ответил Малыш.

– А как это?

– Это очень-преочень здорово! – объяснил Петька.

– Молодцы! Похвалил мальчиков папа.

Как будет хорошо, если мы все будем делать мир!

         (По Р. Темису)

 

 

1


Какое высказывание соответствует теме прочитанного текста?

 

Рассказ Р.Темиса о (об)

1)
том, как ребята хотели играть в разные игры: Петька – в войну, Малыш – в мир.
2)
правилах честной игры, которые должны соблюдать друзья.
3)
увлекательной игре Малыша и Петьки  в войну.
4)
том, что игра в мир может быть увлекательней игры в войну.

 

 

2


Выбери из перечня все предложения, соответствующие содержанию текста. Обведи цифры, которыми они обозначены, и запиши эти цифры в ответе, не разделяя их запятыми.

 

1.   В новом доме Малыш и Петька живут полгода.

2.   Петька – любитель шумных игр.

3.   Малыш любил разные игры, но больше всего – игру в войну.

4.   Ребята построили дом, подъёмный кран, автомобиль и вертолёт.

5.   Родителям не  нравилось, если дети играли тихо.

 

Ответ: ___________

 

 

3


Прочитай последовательность основных событий, которые происходили в тексте.

 

А. Игры мальчиков  в войну.

Б. Беседа родителей о том, как нужно относиться к играм мальчиков.

В. Предложение Малыша поиграть в мир.

Г. Похвала отца за увлечение новой игрой.

Одно  важное событие пропущено. Определи, где его место.

 

1)
между событиями А и Б
2)
между событиями Б и В
3)
между событиями В и Г
4)
после события Г

 

 

4


Почему мама Малыша прозвала Петьку «спасайся кто может»?

 

1)
Петька приносил в дом Малыша оружие: автомат, пистолет, саблю.
2)
Приход Петьки нарушал порядок и спокойствие  в доме Малыша.
3)
Игры детей были опасны для здоровья ребят и домочадцев.
4)
Игры ребят всегда заканчивались дракой.

 

 

5


Какое качество характера должен приобрести Петька, чтобы дружба с Малышом была крепкой? 

 

1)
Терпение
2)
Честность
3)
Умение уступать в споре
4)
Умение действовать по очереди

 


 

6


  Какие выводы можно сделать, почитав рассказ «Мир»? Выбери все верные утверждения, обведи цифры, которыми они обозначены, и запиши эти цифры в ответе, не разделяя их запятыми.

 

1.
Автор хотел вызвать у читателя  светлые, добрые чувства.
2.
Отец считал, что родители должны контролировать игры детей. 
3.
По мнению автора, играть в войну интереснее, чем в мир.  
4.
Рассказ называется «Мир», потому что автор считает войну злом. Фразой отца «Молодцы!» автор хвалит ребят за игру в мир.

 

Ответ: _______________.

 

С1


Почему Малыш отказался играть в войну? Своё мнение обоснуй примером из текста. 

Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С1.

                                       

 

С2


Представь, что ты получил(-а) от друга такое электронное письмо:

 

«Недавно я прочитал интересный рассказ В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой». В нём рассказывается о том, как мальчик, который дорожил подаренным ножиком,  потерял подарок, но сказал, что у него   нож украли. Обязательно прочитай это произведение, потому что оно учит не обвинять напрасно  своих товарищей. Ведь потом будет стыдно».

 

Напиши своему другу такое же письмо из 3-4 предложений с рекомендацией прочитать рассказ «Мир».

Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С2.

 

 

С3


 Почему произведение «Мир» нельзя отнести к народной сказке?  Приведи не менее двух доказательств своей точки зрения.

                                                                                                                                                                                              

Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С3.

 

 

ЧАСТЬ   II

 

 

Прочитай тексты и выполни задания 7 – 12 и С4. Для заданий 7, 9, 10, 11 обведи номер правильного ответа. Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 8 и 12 запиши в бланк тестирования справа от номера соотвествующего задания.

 

Путеводитель по музею Кусково

Проезд: метро "Рязанский проспект", далее автобусы 133 или 208 до остановки "Музей Кусково"; метро "Выхино",  автобус 620  до остановки «Музей Кусково»; метро "Новогиреево", троллейбус 64 до остановки «Улица Юности».

 

Музей открыт:
24 апреля - 24 октября    
Музей закрыт:
понедельник и вторник;
последняя среда месяца - санитарный день.

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсионные программы

№ прог-раммы
Маршрут (время)
Коли-чество
экскур-сантов
Цена
(руб.)
1
Дворец - Парк - Грот  (1час 30 минут) 
25  
8750
2
Дворец - Парк - Американская оранжерея  (1час 30 минут) 
25  
10000 
3
Дворец - Парк - Итальянский домик - Голландский домик - Грот - Американская оранжерея  (3 часа)
10  
 
7000  
4
Дворец - Парк - Грот  (1 час 30 минут)
5  
1750

 

 

Усадьба КУСКОВО
             Моя бабушка любит повторять: «У каждого человека есть тот уголок, куда тянется душа». Я поняла значение этих слов, только когда  наша семья посетила усадьбу Кусково. 
            Меня поразили размеры парковой зоны музея под открытым небом. Но особенно впечатлил архитектурный ансамбль парка. Здесь самым красивым сооружением является  дворец. К его парадному входу с колоннами ведёт  широкая лестница, а боковые пандусы раньше служили для въезда карет. Мы увидели таинственный Грот, Итальянский и Голландский домики, отражающиеся в зеркале пруда. А в Американской оранжерее меня заинтересовала выставка керамических изделий.
          Мои младшие брат и сестра не выдержали длительную экскурсию и начали бегать, шуметь. Узнав, что ранее пруд около Грота изобиловал карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика, Петька начал бросать в воду камни. Тогда папа показал детям стенд, где указаны правила поведения в общественных местах, и наши малыши притихли, фантики от конфет не выбрасывали, а  доносили до ближайшей урны.
           Возвращаясь домой, я всё думала: «Как здорово, что есть в Москве такие места, куда тянется душа. Ой, не бабушка ли это сказала?»
(Сочинение  ученицы 7 класса)


 

7


От какой из перечисленных ниже станций метро можно доехать до музея «Кусково» на троллейбусе?

 

1)
Киевская
2)
Новогиреево
3)
Ботанический сад
4)
Славянский бульвар

 

8


Наш класс планирует посетить музей «Кусково» в первые дни летних каникул с 27 по 31 мая. В какие дни нам НЕ УДАСТСЯ  осуществить свой поход?
 
Календарь на май
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Обведи выбранные числа в календаре, а затем запиши их в ответе через запятую.

Ответ: ______________________

 

9


Ученица написала своё сочинение после экскурсии по усадьбе. Какую экскурсионную программу выбрала её семья?

 

1)
1
2)
2
3)
3
4)
4

 

10


На какой фотографии изображён дворец из усадьбы Кусково?

 

1)
2)

3)
4)


 

11


Посетители выбирают экскурсионную программу. Чем отличаются    экскурсионные программы 1 и 4? 

 

1)
количеством объектов для осмотра
2)
временем проведения экскурсии
3)
стоимостью индивидуального билета
4)
количеством экскурсантов в группе

 

 

12


 Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой. Выбранные цифры запиши в таблицу под соответствующими буквами.

 

СЛОВО
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
А) Б)
оранжерея
пандус
1.
  парковое сооружение в виде пещеры с широким входом
2.
 застеклённое помещение для выращивания теплолюбивых растений
 
 
3.
наклонная плоскость для подъёма
4.
дорожка для пешеходов, выложенная плиткой

 

А
Б
 
 

Перепиши цифры из таблицы в бланк, не меняя порядка их следования и не разделяя их какими-либо знаками.

 

С4


Какие жизненные уроки можно получить, прочитав сочинение семиклассницы? Напиши не менее двух выводов, используя текст сочинения.



 Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С4.

 

Не забудь перенести ответы для заданий 1-12 в бланк тестирования.

 

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы по русскому языку.
 4 класс

 

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

· осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

· практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

· выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

· использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

· оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

· владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

· работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

· пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

· письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

· сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

· составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

· письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

· проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

·             пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·               подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

·               различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

·             создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

·             анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

·             оформлять результаты исследовательской работы;

·             редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

 

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

 

Обучающийся научится:

·             произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

·             характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

·             соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

·             пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

·             различать звуки и буквы;

·             классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

·             знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

·             пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·             выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

 

Лексика

 

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

·   осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

· выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

· распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

· подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

· понимать этимологию мотивированных слов-названий;

· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·   находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

·   пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

· иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

· работать с разными словарями;

· приобретать опыт редактирования предложения (текста).

 

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

· различать изменяемые и неизменяемые слова;

· различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

· находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

· находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

· узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

· сравнивать, классифицировать слова по их составу;

· соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

· самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

· понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

· образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

· понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

· узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

· разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

· подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

 

Морфология

Обучающийся научится:

· определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

· распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

· пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

· выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

· определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

· определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

· определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

· распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

· определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

· распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;

· различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

· понимать роль союзов и частицы не в речи;

· подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

· сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

· различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

· склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

· различать родовые и личные окончания глагола;

· наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

· проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

· находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

·             находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

 

Синтаксис

Обучающийся научится:

·             различать предложение, словосочетание и слово;

·             устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

·             составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

·             устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

·             соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

·             классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

·             выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

·             находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

·             распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

·             составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

· различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

· находить в предложении обращение;

· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

 

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

· раздельное написание слов;

· сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

· сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

· перенос слов;

· прописная буква в начале предложения, именах собственных;

· проверяемые безударные гласные в корне слова;

· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

· непроизносимые согласные;

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

· разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

· мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

· соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

· е и и в суффиксах имён существительных (ключикключика, замочек — замочка);

· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

· безударные падежные окончания имён прилагательных;

· раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

· мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);

· мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

· безударные личные окончания глаголов;

· раздельное написание предлогов с другими словами;

· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

· соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

· е и и в суффиксах -ек, -ик;

· запятая при обращении;

· запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


 

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы по математике.
 4 класс



ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

  заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

  устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

  читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

  самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

  выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

  вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  выполнять действия с величинами;

  выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);

  использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;

  находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

  решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;

  оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

  составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;

  решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;

  решать задачи в 3—4 действия;

  находить разные способы решения задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

  распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

  выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

  соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  измерять длину отрезка;

  вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

  оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

  распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

  вычислять периметр многоугольника;

  находить площадь прямоугольного треугольника;

  находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  читать несложные готовые таблицы;

  заполнять несложные готовые таблицы;

  читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

  достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

  сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если то ..., верно/ неверно, что ..., каждый, все, некоторые, не).



 
 Результаты освоения

основных содержательных линий программы
 по литературному чтению.
 4 класс
 


Личностные
Учащиеся научатся:
  понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произ­ведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (ли­тературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
 
Учащиеся получат возможность научиться:
  познавать национальные традиции своего народа, сохра­нять их;
  рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
 
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
  формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;
  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо­щью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
  фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель до­стижений».
 
Учащиеся получат возможность научиться:
  самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;
  свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;
  самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.
 
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
  находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;
  анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;
  находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;
  сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;
  создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  проявлять индивидуальные творческие способности при со­чинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чте­ния по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;
  определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
  самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  создавать свои собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;
  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер...» и пр.;
  пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи­танному произведению;
  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;
  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);
  предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;
  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготов­ке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;
  обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;
  самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, об­ращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  использовать в презентации не только текст, но и изобра­жения, видеофайлы;
  озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
  понимать значимость произведений великих русских писа­телей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведе­ния;
  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, ло­гическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказыва­ется, стихотворение читается с чувством, басня читается с са­тирическими нотками и пр.);
  пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолю­бия); эстетически воспринимать произведения литературы, за­мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр­кий образ;
  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про­читанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для со­единения частей;
  находить в произведениях средства художественной вырази­тельности;
  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавит­ным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
 
Учащиеся получат возможность научиться:
  осознавать значимость чтения для дальнейшего успешно­го обучения по другим предметам;
  приобрести потребность в систематическом просма­тривании, чтении и изучении справочной, научно-познава­тельной, учебной и художественной литературы;
  воспринимать художественную литературу как вид ис­кусства;
  осмысливать нравственное преображение героя, раскры­ваемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими пред­ставлениями и представлениями о добре и зле;
  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по ана­логии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описа­ние — характеристика героя);
  работать с детской периодикой.
 
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
  пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  составлять рассказы об особенностях национальных празд­ников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, ос­мыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Рус­ские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чте­цов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  писать отзыв на прочитанную книгу.
 
Учащиеся получат возможность научиться:
  создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
 
Литературоведческая пропедевтика
 Учащиеся научатся:
  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ раз­личных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
 
Учащиеся получат возможность научиться:
  определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;
  создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
 
Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы
 по окружающему миру.
 4 класс
 


Обучающийся научится:
 
¾        понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
¾        находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
¾        называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
¾        называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
¾        понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
¾        объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
¾        раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
¾        называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
¾        рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
¾        проводить несложные астрономические наблюдения;
¾        изготавливать модели планет и созвездий;
¾        использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
¾        анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
¾        приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
¾        находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
¾        объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
¾        приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
¾        выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
¾        оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
¾        давать краткую характеристику своего края;
¾        различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой  и живой природы;
¾        давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
¾        выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей;
¾        оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
¾        рассказывать об охране природы в своём крае;
¾        различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
¾        приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
¾        соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
¾        читать историческую карту;
¾        перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
¾        с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
¾        описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
¾        показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
¾        рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
¾        соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
¾        составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
¾        описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
¾        называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
¾        находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
¾        раскрывать связь современной России с её историей;
¾        использовать  дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем.
 
 



 



Комментариев нет:

Отправить комментарий